Собеседование

Собеседование

Чтобы собеседование прошло удачно, поразмышляйте над следующими вопросами:

  • Что вы можете рассказать о себе?
  • Какое у вас образование?
  • Чем привлекла вас эта профессия?
  • Какие учебные курсы в колледже вам больше всего нравились?
  • Какой тип работы вам нравится больше всего?
  • Обращались ли вы в другие места в поисках работы?

В ответах на эти вопросы работодатель пытается узнать в самых общих чертах соответствие вашей личности профилю его компании. Дайте понять, что вы не порхающая с места на место бабочка, а имеете устойчивые интересы продвижения в данной области и виды на некоторые другие фирмы аналогичного профиля. Эта информация должна звучать естественно, без намеков и шантажа (например, по варианту «если вы меня не возьмете, то …» и пр.). Чаще всего работодатель заинтересован узнать о кандидате конкретную информацию, включающую:

  1. Выявление уровня притязаний и силы мотивации

Прояснить это удается с помощью следующих вопросов:

  • Каковы ваши цели в жизни?
  • Как вы планируете достичь этих целей?
  • Кем и где вы видите себя через 10 лет?
  • Приведите пример, когда вы планировали достижение цели к определенному сроку и как вы этого достигли.
  • Почему вы думаете, что именно вас мы должны взять на эту работу?
  • На какую оплату труда вы рассчитываете?

От уровня притязаний и мотивации зависит интенсивность ваших усилий в данной организации. Покажите свое видение будущего в виде главы собственного предприятия. В данной организации вы предполагаете способствовать ее развитию, а значит, и собственному благополучию. Не стесняйтесь, не скромничайте и не принижайте себя. Если вы считаете, что вас не за что ценить и уважать, с какой стати это будет делать ваш работодатель?

  1. Выяснение качеств личности
    • Как бы вы могли охарактеризовать сами себя при помощи пяти прилагательных?
    • Назовите ваши три положительных качества.
    • Назовите ваши три отрицательных качества.
    • Назовите ваши достижения (не менее трех).
    • Благодаря чему вы добились этих успехов?
    • Назовите ваши поражения (не менее трех). Почему они произошли?
    • Как вы преодолели горечь поражения?
    • Что вы считаете самым большим успехом в вашей жизни?
    • Благодаря каким качествам вы этого добились?
    • Какую самую большую ошибку вы совершили в своей жизни?
    • Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?

Данные вопросы выявляют уровень самосознания, карьерный инсайт, способность хорошо в себе разбираться, относиться к себе критически, видеть свои как положительные, так и отрицательные стороны, способность исправлять свои ошибки. Логика рассуждений такова, что если вы можете предвидеть собственные ошибки, то вы также сможете предвидеть ошибки в работе организации и избежать их.

  1. Выявление творческих способностей

Чтобы привлечь внимание к вашему творческому потенциалу, в разговоре с работодателем постарайтесь отразить хотя бы некоторые ниже перечисленные приемы:

  • Приводите примеры, когда вы решали какую-либо проблему, используя для этого несколько подходов, альтернативным путем. Приведите пример, когда вы сталкивались с проблемной ситуацией, и опишите шаги, которые предприняли, чтобы разрешить возникшие проблемы.
  • Приведите пример, когда вам удалось убедить кого-то что-либо сделать.

В любой организации ценятся специалисты, имеющие творческие идеи. Идя на собеседование, имейте модель собственного видения того, как вы могли бы улучшить дела в организации, но не раскрывайте всех планов, идей до того, как с вами подпишут контракт.

  1. Выяснение состояния здоровья

Данный блок вопросов сегодня актуален, работодатель может даже запросить у вас медицинское освидетельствование отдельных сторон состояния вашего организма. Могут быть задан примерный перечень вопросов:

  • Страдаете ли вы от каких-либо болезней?
  • Находитесь ли вы в настоящее время под каким-либо медицинским наблюдением?
  • Лечились ли вы в какой-либо больнице последние 6 месяцев?
  • Сколько спиртного (в том числе, пива) вы употребляете в течение недели, месяца, года?

Работодатели не любят больных людей, и их можно понять. Можете сказать, что у вас были проблемы со здоровьем, но теперь они решены.

  1. Выявление уровня интереса к организации
    • Что вы знаете о нашем предприятии, фирме?
    • Что бы вы хотели узнать о нашей компании еще? Не рекомендуется говорить, что у вас нет вопросов. Например, спросите о характере вашей будущей работы и перспективах карьерного роста.
    • Если компания попросит вас бросить курить, сможете ли вы это сделать?
    • Если вам предложат более выгодный контракт в другой организации, что вы будете делать?

Покажите, что вас действительно интересует данная организация или сфера данного вида труда. Найдите информацию, которая бы свидетельствовала о вашей осведомленности. Мнение о себе в глазах общественности повышает работодателя в собственных глазах. Пользуйтесь этим.

  1. Дополнительный опыт

Коротко опишите дополнительный опыт, квалификацию, которыми вы обладаете, если это относится к предлагаемой работе. Вам могут быть также специально заданы вопросы, проясняющие данный момент, например, какими социальными и досуговыми интересами, навыками вы владеете и чего вы достигли в них? Если вам удастся до собеседования выяснить, какой досуг предпочитают сотрудники данной организации, а вы бы не прочь этим тоже заняться, скажите об этом смело, тогда вы будете восприниматься как немножечко «свой».

Собираясь на встречу с работодателем, нужно уделить внимание тому, как наилучшим образом выглядеть на первой встрече. Ваш внешний вид может убедить собеседника в собранности, аккуратности, организованности и других деловых качествах, которые вы хотите ему продемонстрировать. Придя на собеседование вовремя, сдержанно держась, сохраняя открытость, приветливость, уверенность, одевшись не вызывающе, вы имеете гораздо больше шансов понравиться работодателю. Важно, чтобы внешний вид и манеры соответствовали друг другу.

Внешний вид

Внешний образ складывается из четырех элементов самоподачи:

  • из психологических моментов, связанных с пониманием контекста ситуации;
  • из телесных движений;
  • из особенностей речи;
  • из внешнего облика.

Важна каждая составляющая образа, если предшествующий элемент невыразителен или искусственен, то последующий не имеет смысла. Помните, что:

  • люди склонны верить своим глазам, они быстро составляют представление, воспринимая внешний вид;
  • ваш имидж говорит цели и задачах, которые вы выполняете или к которым стремитесь;
  • внешний образ позволяет подчеркнуть индивидуальность;
  • при первом знакомстве имидж повлияет на первое впечатление о вас;
  • имидж может показать вашу принадлежность к определенной профессии или организации, служить отражением требуемых профессиональных качеств. Если вы побывали в организации до собеседования, то сможете соответствовать принятому здесь стилю одежды;
  • не стоит приходить на собеседование в одежде слишком броской или небрежной. Предпочтение чаще отдается претендентам аккуратно и официально одетым. Вряд ли хорошее впечатление оставит слишком дешевая или слишком дорогая одежда. Яркие и очень насыщенные цвета одежды также снижают предполагаемый статус владельца.

Ниже приведена таблица с психологической характеристикой цвета, которая может помочь акцентировать внимание на тех качествах, которые актуальны для будущей должности, и их восприятие усиливается присутствием в одежде соответствующего цвета.

Цвет Какие качества приписывают человеку,
выбравшему этот цвет
Красный Смелость, энергичность, экстравагантность. Не способствует созданию скромного, сдержанного, деликатного, серьезного образа
Оранжевый, желтый Оптимизм, раскованность, веселость, бодрость, озорство
Зеленый Спокойствие, уверенность в себе
Синий Сдержанность, серьезность, некоторая закрытость, интеллектуальность
Фиолетовый Экстравагантность, загадочность, скрытность
Темные цвета
(коричневый, вишневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-серый)
Компетентность, солидность, серьезность, осмотрительность, профессионализм
Пастельные цвета
(розовый, голубой, сиреневый)
Женственность, уступчивость, пассивность, исполнительность
Черный Независимость, солидность, авторитетность
Белый Порядочность, искренность
Серый Спокойствие, сдержанность, уверенность в себе

Помните: залог успешной самоподачи – уверенность в себе. Она должна чувствоваться во всем: в улыбке, позе, жестах, словах, интонациях и прочее. Чтобы справиться с нервным возбуждением, можно сделать несколько энергичных движений перед тем, как войти в дверь; если это неуместно, то несколько глубоких вдохов, движений на растяжение мышц рук, ладоней.

Не следует стучать в дверь, просто откройте ее, осмотритесь и выберите к кому обратиться. Тот, кто стучится, невольно демонстрирует свою неуверенность. Если Вам предложили сесть, то лучше сидеть с выпрямленной спиной, чуть наклонившись в сторону собеседника. Такая поза покажет вашу готовность к сотрудничеству и внимание к другому. Лучше садиться не прямо напротив, лицом к лицу, а чуть сбоку (по диагонали), что поможет создать доверительную атмосферу для беседы.

Ведя себя естественным образом, все же старайтесь не совершать суетливых движений, сидеть на кончике стула, изменять позу бесконечно. Не нужно использовать различные предметы в качестве барьеров, не завязывайте руки и ноги вокруг стула. Сидя в подобных положениях, вы, скорее всего, вызовите к себе чувство раздражения. Перечислим некоторые неприемлемые для общения жесты:

  • Не скрещивайте руки, не сжимайте кулаки, не щелкайте ручкой. Подобные движения выражают напряженное состояние, нервозность, отстраненность.
  • Не трогайте лишний раз шею, глаза, нос.
  • Если работодатель решит познакомить вас с документацией или угостит кофе, не цепляйтесь в подвернувшийся предмет, как за спасательную соломинку.
  • Вы не должны быть инициатором рукопожатия, протянуть руку первым — привилегия работодателя.
  • При деловых контактах не принято разглядывать собеседника с ног до головы. Работодатель постарается изучить вас взглядом до беседы, а дальше его и ваше внимание будет в основном сосредоточено на лицах друг друга. Взгляд должен быть мягким, а не сверлящим партнера.

Не сидите со скучным или напряженным лицом, это не производит благоприятного впечатления.